banner

Найти: на:
Сегодня:
Навигация
Гланая
DVD
Информация
Cтатьи
Ссылки
Blu-Ray/HD DVD
Blu-Ray
HD DVD
Противостояние
Soft
Копирование
Запись

copyright © 2006 fleebis
Технология DVD: молода и хороша собой
Кто помнит, было такое время, когда видеомагнитофон считался роскошью и признаком немалого достатка. Но... каждому времени - свои новинки. Сейчас видеомагнитофон - и в прямом и в переносном смысле - остался в прошлом веке. На смену ему пришла новая игрушка - DVD, игрушка пока что довольно дорогая, но тем не менее весьма активно внедряемая в наш неустроенный быт. Так что дружно завязываем в узлы свою немодную кассетную технику и смело несем ее на свалку. А вместо этого начинаем методично копить деньги на аппаратуру нового времени.


По прогнозам специалистов, новое изобретение ожидает гораздо больший успех, чем тот, который имели придуманные ранее. Профессионалы поговаривают, что DVD с его единым цифровым форматом в конечном итоге заменит не только видеокассеты, но и CD, LD, CD-ROM и даже игровые картриджи. Но на сегодняшний день пока что наиболее популярны и актуальны две разновидности DVD: DVD-Video и DVD-ROM. DVD-Video - то самое, что обычно называют просто DVD - "братишка" видеокассеты. Именно его вставляют в DVD-плейер, подключенный к телевизору. DVD-ROM, напротив, содержит компьютерные данные и читается приводами DVD-ROM, которыми сейчас комплектуется большинство новых компьютеров. Разница между ними такая же, как между обыкновенным звуковым CD и CD-ROM.

Кроме того, в пределах стандарта DVD существует 4 записываемых его разновидности, которые жестко конкурируют друг с другом: DVD-R, DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW. Разница между ними состоит в том, что на диски DVD-R можно записать данные лишь однажды, в то время как их собратья DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW могут быть перезаписаны сотни раз. Финальные версии (1.0) форматов DVD-R и DVD-RAM были опубликованы в августе 1997 г., а в начале 1999 г. были доведены до ума и DVD-RW 1.0 и DVD-R 2.0. Эти носители пока еще не предназначены для домашних видеозаписей, хотя совершенно ясно, что домашние DVD-рекордеры не заставят себя долго ждать.

DVD-R и DVD-RW

В производстве DVD-R точно так же, как и при изготовлении CD-R, используются органические полимеры. Такие диски легко совмещаются практически со всеми моделями DVD-приводов и плейеров. Емкость первого поколения таких дисков была 3,95 Гбайт, но этого изготовителям показалось мало, и чуть позже для новых дисков емкость удалось довести до 4,7 Гбайт.


Маленький DVD-чейнджер — всего на 100 дисков. Используется в серверах. Еще бывают чейнджеры на 500 и 700 дисков.

DVD-RW, известные ранее под именем DVD-R/W или DVD-ER, - стираемые диски со сменой фазы, разработанные фирмой Pioneer на основе DVD-R. Этот вид дисков использует ту же плотность дорожек, длину битов и воспроизводится почти во всех относительно новых DVD-приводах, а первоначальная емкость таких дисков составляла 4,7 Гбайт.

DVD-RAM

DVD-RAM, со своей "смешной" первоначальной емкостью 2,58 Гбайт, использует технологию, которая применяется при изготовлении магнитооптических дисков, а потому - не совместим с существующим оборудованием (тут играет роль и разница в формате, и иная отражающая способность, и технология исправления ошибок). И хотя приводы DVD-RAM появились только летом 1998 г., эта разновидность формата уже явно вырвалась вперед и, совершенно очевидно, лидирует на рынке.


Механизм переворачивания дисков для DVD-чейнджера

Односторонние диски DVD-RAM выпускаются как в картриджах, запечатанных и позволяющих извлечь диск, так и без. (Кстати говоря, записать диск можно только тогда, когда он находится в картридже.) Двухсторонние диски DVD-RAM бывают только в запечатанных картриджах. В дисках DVD-RAM планируется использовать слой улучшения контрастности и термальный буферный слой для достижения более высокой плотности записи. А на сегодняшний день главная новость, пожалуй, в том, что в прошлом году изменилась емкость диска, и теперь она равна все тем же 4,7 Гбайт.


А это магазин для DVD­чейнджера. В него помещается 100 дисков. Всего таких магазинов в чейнджере может быть до 7.

DVD+RW

Еще одна разновидность перезаписываемых дисков, которая в официальных документах называется +RW, - конкурирующий перезаписываемый формат, предложенный компаниями Philips, Sony и Hewlett-Packard, основывается на технологиях DVD и CD-RW. Приводы DVD+RW читают диски DVD-ROM и CD, вероятно, будут работать и с DVD-R и DVD-RW, однако они несовместимы с DVD-RAM. Что касается дисков этого формата, то из-за разницы в отражающей способности, связывании секторов и способах исправления ошибок они не могут воспроизводиться существующими плейерами DVD-Video или приводами DVD-ROM, за исключением самых последних моделей Sony и Philips. До сих пор ни один из трех основных производителей приводов DVD-ROM (Hitachi, Matsushita и Toshiba) не объявил о своих планах по выпуску приводов, способных читать диски DVD+RW. Диски формата DVD+RW содержат 2,8 Гбайт на сторону, используют технологию изменения фазы с колеблющимися канавками и поддерживают как постоянную линейную скорость для последовательного видеодоступа, так и постоянную угловую скорость для произвольного доступа к данным. При разработке этого формата предполагалось, что он предназначен только для хранения компьютерных данных, но более поздние модификации показали, что возможна и видеозапись.


Домашний DVD-плейер от фирмы Denon.

Приводы DVD+RW второго поколения, которые должны появиться в середине 2000 г., будут читать 4,7 Гбайт с диска DVD+RW и смогут записывать диски CD-R и CD-RW. Уже известно, что новые версии этого формата (4,7 Гбайт DVD+RW) используют высокочастотные колеблющиеся канавки, что позволяет избежать связывания секторов. Это изменение и то, что на дисках не используется технология исправления ошибок, дают возможность записывать диски DVD+RW таким образом, чтобы они подходили к большинству ныне существующих плейеров и приводов DVD-ROM, а также к приводам DVD-R, DVD-RW и DVD-RAM.


Домашний DVD-плейер от фирмы Yamaha.

DVD-Audio

В 1996 г., когда только-только появился DVD, отдельного формата DVD-Audio не существовало, хотя возможности DVD-Video в области звука уже тогда превосходили CD. И тем не менее черновая версия стандарта была опубликована лишь в январе 1998 г., а в июле этого же года появилась версия 0.9. Финальную спецификацию DVD-Audio 1.0 утвердили год назад, в феврале 1999 г. и опубликовали в марте. По многочисленным обещания производителей диски DVD-Audio должны были поступить в продажу в начале 2000 г., но, скорее всего, появятся они позже, потому что разработчики пытаются усовершенствовать средства защиты.


Аудио-видео-усилитель DVD производства компании Pioneer. Поддерживает все мыслимые и немыслимые стандарты видео и звука. Стоит кучу денег.

DVD-Audio - самостоятельный формат, заметно отличающийся от DVD-Video. И хотя диски DVD-Audio смогут проигрываться в плейерах DVD-Video, изготовители планируют также выпуск DVD-Audio, которые будут воспроизводиться только в специальных плейерах либо универсальных проигрывателях. Спецификация DVD-Audio предусматривает наполнение DVD-диска содержанием, которое будет храниться в специальной отдельной DVD-Audio zone на диске (в каталоге AUDIO_TS), куда плейеры DVD-Video даже и не заглядывают.


Домашний DVD-плейер той же марки. «Золотые» корпуса пока еще в моде.

DVD-Video, или Долой пиратов!

Цивилизация борется за свои права, а киностудии, ясное дело, хотят получать свои честно заработанные доллары, не делясь с прилипалами-пиратами. Кроме того, они желают контролировать местные кино- и видеорынки. Это желание тоже вполне объяснимо, потому что премьеры кинофильмов в разных странах происходят не одновременно (фильм может уже появиться на видео в США, в то время когда он только-только выходит на киноэкраны в Европе). Студии продают права на дистрибуцию различным иностранным партнерам, поэтому хотели бы гарантировать эксклюзивность рынка. Они требуют, чтобы стандарт DVD включал коды, предотвращающие воспроизведение некоторых дисков в различных географических областях. Эти коды называются региональными или зональной блокировкой. Каждый DVD-плейер содержит код области, в которой он был продан. Благодаря ему, устройство откажется проигрывать диски, запрещенные в этой области. Это означает, что диски, купленные в одной стране, вовсе не обязательно будут воспроизводиться на плейерах, купленных в другой.

Региональные коды полностью опциональны. Диски без кодов будут воспроизводиться на любом плейере в любой стране. При этом блокировка - это не система шифрования, а всего лишь один байт проверяющей информации на диске. Некоторые студии объявили, что все их новые диски будут снабжены региональными кодами. Таким образом, почти все они могут быть воспроизведены только в одной географической области.

Плейерам и дискам присваивается номер области, нарисованный поверх глобуса на корпусе или коробке. Если диск может быть воспроизведен в более чем одной области, то на глобусе будет несколько цифр. Всего таких областей (зон) существует восемь, и вот по какому признаку их делили:

  1. Канада, США.
  2. Япония, Европа, Южная Африка, Ближний Восток, включая Египет.
  3. Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, включая Гонконг.
  4. Австралия, Новая Зеландия, Тихоокеанские острова, Центральная Америка, Южная Америка, Карибские острова.
  5. Бывший Советский Союз, Индийский полуостров, Африка, а также Северная Корея, Монголия.
  6. Китай.
  7. Зарезервировано.
  8. Экстерриториальная зона (самолеты, круизные лайнеры и пр.).

Некоторые плейеры могут быть модифицированы ("расчипованы", как это звучит на жаргоне специалистов) для того, чтобы воспроизводить диски независимо от выставленных зон. Обычно заводская гарантия при этом прекращается. Диски компаний Buena Vista/Touchstone/Miramax, MGM/Universal и Polygram содержат программный код, который проверяет номер региона, выставленный в плейере. Эти "существа тонкой душевной организации" не должны играть в расчипованных плейерах, в которых региональный код равен нулю, но... они воспроизводятся в тех устройствах, где номер региона можно выбирать с пульта. Однако, несмотря на соглашение о производстве только зонных, существуют и многозонные, и всезонные плейеры, выпускаемые некоторыми фирмами вполне официально.

Региональные коды применяются и в приводах DVD-ROM, но используются лишь при воспроизведении дисков DVD-Video. Компьютерные системы с DVD-ROM проверяют блокировку на DVD-Video еще до непосредственного воспроизведения диска. Приводам DVD-ROM позволяется сменить региональный код несколько раз. Как только вы измените код в пятый раз, процесс становится необратимым. То есть пятая цифра останется с вами навсегда. Впрочем, это ограничение достаточно легко преодолимо, поскольку в подавляющем большинстве приводов нет аппаратной защиты, а реализуется она лишь программно.

Что касается формата DVD-Audio, то в производстве этих носителей зональная блокировка пока что не используется. И на том спасибо.

В чем пафос?

В чем же секрет растущей популярности DVD? Практически никакого секрета. Просто, во-первых, DVD (по крайней мере, теоретически) не стареет и не портится от количества просмотров, во-вторых, воспроизводит видео практически со "студийным" качеством, а звук - лучшего качества, чем у CD. Качество видеозаписи в цифровом формате по всем параметрам превосходит качествo видеозаписи на кассетах и (в этом месте можете удивленно приподнять левую бровь) даже на LD. И все же качество само по себе зависит от множества производственных факторов: пока не улучшится технология сжатия, в продаже будут встречаться DVD, запись на которых хуже, чем на LD. Ну а в связи с тем, что множество видеофрагментов уже было закодировано для Video CD с использованием MPEG-1, некоторые малобюджетные диски, вместо более высококачественного MPEG-2, записываются именно в этом формате, который, как показывает практика, ничем не лучше VHS. Но это всего лишь неизбежные издержки производства, которые в будущем отомрут сами собой.


Так называемый «промышленный» DVD-плейер. Собственно из таких блоков собираются высокопрофессиональные студии.

Случается, что видео на DVD содержит искажения вроде цветных полос и размытостей - так называемые артефакты. Это явление никак не связано с тем, что первоначально было представлено в изображении. Иногда артефакты вызываются низким качеством записи, но чаще всего - плохо настроенной видеосистемой, электрическими помехами, неисправностью воспроизводящего устройства или ошибками при чтении диска. Большинство DVD-дисков тем не менее видимых искажений записи не имеет.


Кстати, компания Yamaha позаботилась о владельцах компьютеров. Это устройство позволяет получить 6-канальный звук с обычного DVD–ROM.

Что касается звука, то он на DVD, напротив, выше всяких похвал. На большинстве дисков DVD саундтрек записан в формате Dolby Digital, однако встречаются и исключения. Некоторые диски, например, содержат звук только в формате PCM, т. е. стерео. А на дисках в формате 625/50 (PAL) звук может быть записан в формате MPEG-sound, но это редкость. Один из звуковых форматов DVD - LPCM ("линейная модуляция кода импульса") держит саунд лучше, чем на аудио-CD. Помимо этого стоит учесть, что в большинстве фильмов звук хранится в дискретном многоканальном формате с компрессией Dolby Digital, схожем с форматами хранения объемного звука, используемого в кинотеатрах. Так же, как и в случае с видео, качество звука зависит от того, насколько хорошо были проведены обработка и кодирование.


Портативный DVD-плейер с жидкокристаллическим экраном (тоже Pioneer). Возьми с собой в дорогу немного DVD.

И тем не менее, если на обложке вашего диска стоит логотип Dolby Digital, это, к сожалению, вовсе не гарантирует вам многоканальный звук. У стандарта Dolby Digital целая куча разновидностей, так что не обольщайтесь. Ваш звук может быть и моно, и стерео, и, наконец, Dolby Surround. В некоторых случаях на диске может быть больше одной дорожки Dolby Digital.

PAL или SECAM...

Видимо, проблему единства трансляционных стандартов в этом веке решить так и не удастся. Потому что, как это ни смешно, но у самого передового на сегодняшний день видеоформата - DVD-Video - те же самые проблемы: несовместимость NTSC и PAL (как у видеокассет или LD). Несмотря на то, что MPEG-видео хранится на DVD в цифровом формате, оно подготовлено только для одной из двух систем: 525/60 (для NTSC) или 625/50 (для PAL/SECAM). Между дисками, предназначенными для воспроизведения на различных системах, существуют только три различия: размер изображения и коэффициент сжатия пиксела (720x480 против 720x576), частота смены кадров (29,97 против 25) и формат звука (Dolby Digital против MPEG). Стандартное киноизображение в формате 24 кадра в секунду всегда обрабатывается перед показом для того, чтобы демонстрировать его с определенной для выбранной системы частотой смены кадров. Скорость смены кадров в кинофильме, подготовленном для системы PAL, обычно на 4% выше, так что звук должен корректироваться до кодирования.


Проекционный телевизор, идеален в составе домашнего театра.

Существуют также различные виды плейеров. Некоторые из них воспроизводят только диски системы NTSC, от некоторых можно ожидать работы только с дисками PAL, а некоторые - самые продвинутые - понимают оба типа дисков (как, например, большинство европейских плейеров). Но такой агрегат не может работать сам по себе. К нему нужен всего лишь... мультисистемный телевизор, за неимением которого вы можете обойтись двумя обыкновенными с разными системами воспроизведения.

В принципе изготовители могут включить на диск дополнительное видео и звук за счет основного времени (так, чтобы были покрыты все форматы), вот только будут ли проигрыватели автоматически распознавать и воспроизводить правильную видеодорожку, пока неизвестно. Безусловно, всегда есть возможность поместить видео для разных систем на разные стороны диска, но пока это еще не стало традицией. В любом случае в этой сфере сейчас существует такое множество тенденций и идей, что гадать и предсказывать не имеет смысла: решение может быть самым неожиданным.

Для того, чтобы кино и программное обеспечение на DVD нашло всеобщее массовое признание среди "простых смертных", потребуется не один год. Как и в любом нововведении, в области DVD пока еще очень много несоответствий, нестыковок и несовместимостей. И все же мы двигаемся в нужном направлении: стараемся не портить глазки некачественным изображением, а ушки - не оскорблять скрипящим и глохнущим звуком. Что еще нужно для полного счастья?

К вопросу о звуке

Звук является, пожалуй, вторым основным достоинством DVD. Часто возникает путаница в звуковых стандартах, потому ниже подробно описаны самые распространенные из них. И для начала обратимся к разработкам Dolby Labs. Их несколько, но на каждой мы остановимся отдельно, сравнивая их между собой.

Dolby Stereo - это самый первый и самый несложный стандарт. Он представляет собой двухканальный стереосигнал с шумоподавлением по системе Dolby NR (маскировка доминирующим сигналом).

Dolby Surround - сама по себе ассоциируется с могучей звуковой системой. Отчасти это так и есть. Вообще, стерео совсем не означает, что звук обязательно должен расходиться только на две колонки. В кинотеатрах профессиональные системы стереозвучания часто состояли из 4-8 фронтальных колонок. Для получения эффекта погружения в атмосферу фильма некоторые динамики стали располагать сбоку или даже немного сзади.

Спустя какое-то время была разработана система Dolby Surround, позволяющая добиться некоего аналога кинозального звука в домашних условиях. Аналоговые видео- и телевизионные программы в Dolby Surround, помимо обычного стереосигнала, имеют закодированные каналы, выводимые на отдельные колонки. Для раскодирования используются специальные декодеры. Существует и вариант, когда все четыре канала записаны каждый на свою дорожку, и в этом случае декодер не используется. Центральный, левый, правый и surround каналы направляются на три фронтальные колонки перед экраном и цепочку динамиков, окружающих весь кинозал.

Технология Dolby Surround была первым шагом на пути к созданию "домашних кинотеатров". В домашних системах Dolby Surround звук записан на три канала - два фронтальных, один тыловой, который подается на две задние колонки. В случае, когда для вывода звукового сигнала используется только стереосистема, surround-канал раскладывается между левым и правым.


Один из вариантов комплектов акустических систем для домашнего театра.

Dolby Pro-Logic появилась в конце 80-х гг. И сразу привлекла к себе значительное внимание со стороны энтузиастов домашних кинотеатров. Более качественное пространственное разделение каналов и расширенная зона прослушивания обеспечили небывалую популярность новой разработке Dolby Labs. Правда, в то время подобная система стоила больших денег, и купить ее мог далеко не каждый, но со временем и ценовой вопрос был решен. В основу были заложены принципы Dolby Surround, небольшая разница была лишь в способе раскодирования звукового сигнала. Однако конечный вариант был во многом схож. Максимально, что мы получаем, это четыре канала (центральный, левый, правый и задний, хотя нередко именно задний канал разносят в монорежиме на две колонки). Кроме того, недостатком является и то, что лишь передние колонки обеспечивают полный динамический диапазон звука, в то время, как тыловой канал весьма ограничен в диапазоне частот, а потому используется лишь для придания эффекта surround.

Dolby Digital был следующим и, видимо, последним шагом на пути к созданию реалистичной атмосферы с помощью звука. Сам термин Dolby Digital ранее обозначал специальные цифровые системы оборудования, используемые в кинотеатрах. Аналогичные системы, но уже для домашних кинотеатров, носили название Dolby Surround AC-3. Для упрощения и во избежание путаницы было принято решение и профессиональные, и домашние системы объединить одним названием Dolby Digital. Итак, чем же он отличается от системы Pro-Logic? Новый стандарт обеспечивает шесть совершенно независимых каналов звука. В первую очередь это три фронтальных (левый, правый и центральный), а также два независимых друг от друга тыловых и "один канал низкочастотных эффектов", в котором хранится дополнительная информация о басах. Этот шестой канал, сабвуфер, значительным образом усиливает впечатление от сцен, особенно с большим количеством взрывов. Он вешается в дополнение к одному из фронтальных каналов, таким образом, всю систему можно описать как 5+1 (пять основных и один дополнительный канал). В народе принято обозначение Dolby Digital 5.1.


Хороший пример небольшого домашнего театра.

Несмотря на очевидные преимущества Dolby Digital 5.1, о "смерти" Pro-Logic говорить пока рано. Она будет жить, пока жив среди нас стереозвук, а значит любой стереоноситель: аудио- или видеокассета, компакт-диск, а также сигнал, переданный по телевидению или радио.

Кстати, хочу обратить внимание, что на практике лейбл Dolby Digital совсем не означает, что мы получим великолепный шестиканальный сигнал. Нам вполне могут подсунуть какой-нибудь Dolby Surround или, скажем, Dolby Stereo, а могут даже и монорежим, ну чтоб совсем уж без звука не сидеть. Маркировка AC-3 тоже совершенно не дает никакой гарантии, что перед нами шестиканальный звук. Разве только он сжат с помощью технологии AC-3, но это можно сделать вообще с любым сигналом.

DTS Digital Surround. Это второй участник нашей дискуссии. Многие называют эту технологию сжатия самой совершенной на сегодняшний день. Значит, как и раньше, здесь разработчики далеко не ушли. Нам подсовывают все те же 5 и 1, приговаривая что-то о более высоком качестве, нежели у AC-3. На самом же деле, вся тайна кроется в способе сжатия информации. В DTS используется в четверть раза меньшая степень сжатия, что, конечно же, сказывается на качестве. Оно выше AC-3, однако, и места занимает больше. Больше - в 4 раза! Мы получаем вместо нескольких переведенных на разные языки дорожек Dolby Digital, только одну, зато качества, аналогичного первоисточнику. Для прослушивания понадобится соответствующий DTS-декодер. В последнее время на рынке стали появляться универсальные внешние декодеры, которые одновременно сочетают в себе всевозможные системы сжатия звуковых потоков, оставляя нам решать, какой же способ декодирования выбрать.

В качестве сравнения DTS и Dolby Digital стоит выделить два пункта, по которым обозреваемый DTS, несомненно, лидирует. Во-первых, четкий, кристально чистый звук, а значит, заметны даже еле слышные оттенки. Во-вторых, широкий динамический диапазон, позволяющий глубже прочувствовать звук. Достаточно часто некоторые треки DTS играются громче, чем в версии Dolby Digital. Это связно с тем, что звуковые дорожки DTS доносят до слушателя оригинальное звучание, которое было на мастер-записи, а Dolby Digital использует технологию выравнивания уровня сигнала звука до 4 дБ. Не знаю, обеспечено ли DTS безоблачное небо, но за 5 лет своего существования Digital Theatre System приобрела достаточную популярность. Огромное количество кинозалов оборудуются сейчас DTS, в то же время и на рынке производства аппаратуры для домашних кинотеатров DTS остается в числе лидеров.

Существуют также и другие системы кодирования, в частности MPEG-2, которая помимо видео­ сжимает еще и аудиосигнал. Более того, в отдельных случаях звуковой сигнал кодируется на 8 колонок (7 и 1). Также стоит отметить технологию SDDC, которая аналогично MPEG-2 распределяет звук на 8 каналов. Об этих технологиях стоит упомянуть, а более подробного описания они пока не заслужили. Знаете ли, борьба за выживание.

Новости
  Яндекс.Новости
Тульские новости
  1. Карьера начинается в школе
  2. Откройте дверь переписчику
  3. 12 лет за махинации с землёй
  4. Секта против армии
  5. Большое собрание аграриев в Тульской области
WinCat
Каталог ссылок WinCat,духовой оркестр,Лучший каталог сайтов
Лучшие сайты Рунета, духовой оркестр поисковая система WinCat


Сеть ose.ru - открытие в новом окне

Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
| Главная | Информация | Ссылки |
Hosted by uCoz